Украинская и чувашская вышивка и костюм |
Мысль о возможном сравнении украинской и чувашской вышивок возникла после выяснения того, что древние булгары заселяли территорию Западной Украины в течение двух тысячелетий, что подтверждается данными топонимики и отдельными лексическими параллелями между чувашским и немецким, чувашским и славянскими языками (особенно западнославянскими). Когда основная масса булгар отошла в причерноморские степи, все-таки какая-то их часть осталась на старых поселениях вплоть до того времени, когда в эти мести пришли славяне, собственно та их часть, которая дала начало украинскому этносу. Остатки булгар были постепенно ассимилированы многочисленными славянами, но определенное влияние на слявянскую культуру они оставили. Следы такого влияния отыскались в украинской вышивке, для которой характерно использование знаков Воды, Солнца и Древа жизни как эмоциональных образов природы, символов урожая, плодовитости. Подобные символы характерны и для чувашской вышивки. |
Государственный герб республики Чувашия |
Государственный флаг республики Чувашия |
Символ "древа жизни" в украинской вышивке |
Насколько значимым для мировоззрения чувашей является " Древо жизни", говорит то, что оно стало главным элементом герба и флага Чувашской Республики. Кроме древа жизни на них помещены также три восьмиконечные звездочки, символизирующие Солнце. На приведенных слева и справа образцах украинской вышивки видно подобие в изображениии дерева жизни, а также характерный геометрический орнамент, напоминающий форму дерева на чувашском гербе. Символ Солнца обычно изображается украинцами и чувашами в виде восьмилепестковой розетки или цветка. Ниже поданы розетки, символизирующие Солнце. Две слева - чувашские (в вышивке и в резьбе по камню), две справа - в украинские. Варианты украинских розеток содержат разные признаки чувашской. |
Пожилой чуваш, девушка и молодой парень в чувашских национальных костюмах. |
Эскизы украинской народной одежды художника
А. Перепелыци. (Слева - Буковина, справа - Волынь). |
Обращает на себя внимание богатая вышивка на разных деталях одежды чувашских и украинских национальных костюмов |
Ниже показаны образцы из коллекции акварелей львовского художника и этнографа польского происхождения Юрия Глоговского (1777 - 1838). Украинской тематике художник посвятил более 350 сюжетов в основном из западной части Украины. Он изображал жителей этой местности в подавляющем большинстве в верхней одежде, поэтому выбор образцов характерной вышивки предельно ограничен. К тому же примеров гуцульской одежды, которая в наибольшей степени сохранила архаические элементы, всего несколько.
Материал взят из книги "Український народний одяг XVII - початку XIX ст. в акварелях Ю. Глоговського" (Автори та упорядники Д.П. Крвавич, Г.Г. Стельмащук. Київ. Наукова думка. 1988.)
Для увеличения изображени нажмите мышкой на рисунок. |
Гуцул. 1834 г. 19,2х12,9 см. |
Девушка из Коломыи. 1834 г. 14,4х10,5 см. |
Девушка из-под Стрыя (г. Стрий Львовской обл.) |
Крестьянка из околиц Шкла (с. Шкло, Яворовский р-н Львовской обл.) 1834 г. 20,3х12,5 |
Крестьянка из Белзского уезда (Сокальский р-н Львовской обл.) 1834 г. 23,4х14,3 |
На крайнем слева рисунке изображен гуцул без указания местности проживания и в несколько необычной одежде даже для конца XIX. Однако обращает на себя внимание головной убор в виде продолговатого конуса, напоминаюший шапку пожилого чуваша на снимке вверху. По свидетельству авторов указанной книги "подобной формы головной убор был зафиксирован на Гуцульщине в XVIII ст. Бальтазаром Гакетом (немецкий этнограф, посвятивший много лет изучению жизни и быта гуцулов в XVIII ст. - В.С.), а также И. Вагилевичем (40-е годы XIX ст.)" Авторы считают, что покрой конусообразной шапки старинный, напоминающий по форме плетеные в XI ст. клобуки и утверждают: "Выкроить и пошить конусобразную шапку намного проще, чем шапку из овчины со сферическим верхом, для которой уже нужна соответствующая деревянная форма. Поэтому можем сказать, что срисованная Ю. Глоговским гуцульская шапка отличается архаическими чертами". Судя по всему, чуваши также сохранили такую же старинную форму своих шапок.
Далее справа показаны образцы женского костюма. На двух рисунках детали вышивки большей частью скрыты, но в целом можно отметить общие черты с чувашской одеждой в наличии фартуха и вышивки красного цвета по краю подола. Кроме того, у крайней слева девушки рукава вышиты подобныж образом и цветом, как у чувашской девушки на фото выше. |
Вверху чувашская вышитая рубаха.
Справа: Украинская женская сорочка "рукавьенка". Начало ХХ ст, с. Чернятин Городенковского р-н, Ивано-Франковская обл. Из частной коллекции Ивана Гречко. Фото Оксаны Ткачук. Характерно, что наиболее древним типом чувашских рубашек и украинских сорочек является так называемый туникообразный покрой. |
Украинский рушник с цветами - символами Солнца.
Фото взято из сайта: Поділля із знаками Сонця. |
Вышитые салфетки. Вверху чувашская, слева две украинские. |
Справа: Тканые пояса: на светлом фоне - чувашский, на темном фоне - украинский. |
Чувашский ручничок слева, два украинских справа. Некоторые элементы и композиция довольно схожи. |
Этих украинок от чувашек отличают практически только веночки на голове. Общим элементом женской одежы является передник. Ансамбль песни и танца "Подилля" Винницкой областной филармонии. |
Чувашский народный костюм отличается от украинского не более, чем отличаются костюмы разных этнографических групп украинцев. Ср. на снимках вверху слева направо эскизы костюмов гуцулов, подолян и волынян, изображенные художниками З. Васиной, Т. Николаенко и О. Слипчак, взятые из книги "Культура і побут населення України" (Редактор Ю.Г. Медюк). На крайнем снимке справа женщина-чувашка в национальном костюме (фото с сайта "Год семьи"). |
|